О разъяснении ст. 49 ч. 3.4 ГК РФ

Разъяснение ФАУ "Главгосэкспертиза России"

ФАУ «Главгосэкспертиза России» (далее - Учреждение) рассмотрело Ваше обращение о разъяснении части 3.4 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), в связи с внесенными изменениями в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», сообщает следующее.

Пунктом 3 Положения о порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145 (далее – Положение № 145), на Учреждение, как организацию по проведению государственной экспертизы, возложена обязанность разъяснять по запросам заинтересованных лиц только порядок проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

На основании части 5 статьи 49 Кодекса, статей 4 и 5.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», части 5 статьи 3 и части 2 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Технический регламент о безопасности зданий и сооружений) предметом проводимой в Учреждении государственной экспертизы проектной документации является оценка ее соответствия требованиям пожарной, промышленной безопасности, требованиям технических регламентов, в том числе требованиям Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, требованиям стандартов и сводов правил (их частей), включенных в перечни, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1521 и приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 марта 2015 г. № 365, или на требования специальных условий.

В соответствии с частью 5.2 статьи 49 Кодекса с 4 августа 2018 г. оценка проектной документации осуществляется на соответствие требованиям технических регламентов, действовавшим на дату выдачи градостроительного плана земельного участка (далее – ГПЗУ), а применительно к линейным объектам – на дату утверждения проекта планировки территории (далее – ППТ), на основании которых была подготовлена такая проектная документация, при условии, что с даты выдачи ГПЗУ или с даты утверждения ППТ прошло не более полутора лет.

В случае если с указанного периода времени прошло более полутора лет, то оценка проектной документации, в том числе проектная документация линейных объектов, по которым подготовка ППТ является не обязательной, осуществляется на соответствие требованиям, действующим на дату поступления проектной документации на экспертизу.

Согласно подпункту «г» пункта 13 Положения № 145 на государственную экспертизу представляется проектная документация на объект капитального строительства в соответствии с требованиями (в том числе к составу и содержанию разделов документации), установленными законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 34 Положения № 145 результатом заключения государственной экспертизы является оценка разделов проектной документации требованиям к содержанию разделов проектной документации, установленным Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 (далее – Положение № 87).

Иные исходно-разрешительные документы, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе техническими и градостроительными регламентами должны быть указаны в разделе 1 проектной документации «Пояснительной записке» (подпункт «б» пункта 10 Положения № 87).

Изменения, внесенные в часть 3.4 статьи 49 Кодекса, расширяют перечень объектов, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе, за счет включения в него объектов строительство, реконструкция которых планируется в границах зон с особыми условиями использования территорий, режим которых предусматривает ограничение размещения объектов капитального строительства исходя из оценки их влияния на объект, территорию, в целях охраны которых установлена зона с особыми условиями использования территории, или исходя из оценки влияния объекта, территорию, в целях охраны которых установлена зона с особыми условиями использования территории, на размещаемый объект капитального строительства (за исключением объектов, указанных в частях 2 и 3 данной статьи).

В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Кодекса зонами с особыми условиями использования территорий являются зоны с особыми условиями использования территорий – охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – объекты культурного наследия), защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

С учетом изложенного, а также пункта 4 Положения № 145 организация по проведению государственной экспертизы не вправе разъяснять вопросы, связанные с применением нормативных правовых актов и нормативных документов, устанавливающих конкретные требования при проектировании.

Представление рекомендаций о порядке оценки проектных решений не входит в компетенцию Учреждения.